Мария Думанчук,
независимый эксперт по вопросам Track & Trace
Поскольку COVID-19 продолжает уносить человеческие жизни и ухудшать состояние мировой экономики, правительства большинства стран срочно ищут новые инновационные инструменты для преодоления последствий кризиса. Появляются цифровые решения, основанные на данных геолокации, которые помогают властям контролировать и сдерживать распространение вируса. В мире более чем в 3 млрд
смартфонов содержится информация, которая жизненно необходима органам здравоохранения во время вирусных вспышек. Они показывают, где находится человек, где и с кем он общался или даже к кому прикасался, потенциально предлагая карты по поиску инфицированных людей и давая подсказки для предупреждения новых случаев заражения. Полученная информация и тенденции имеют неоценимое значение для правительств, стремящихся контролировать вспышку COVID-19, предупредить инфицирование уязвимых категорий населения и оценить влияние таких мер, как социальное дистанцирование и ограничение. Но получение доступа к этим данным, даже в условиях глобальной пандемии, осложняется юридическими и этическими вопросами, связанными с доступом правительства к информации, которая может раскрыть подробности о личной жизни граждан. Это главная дилемма, поскольку чиновники стран Европейского Союза, Соединенных Штатов Америки и других государств ищут множество данных, которые могут помочь в борьбе с разрушительной вспышкой коронавируса, но это стремление способно вызвать опасения, что правительство шпионит и может получить доступ к информации, которая может быть использована против них позже, после того, как чрезвычайная ситуация пойдет на убыль.
Эксперты в области общественного здравоохранения утверждают, что возможности отслеживания местоположения, применяемые в таких странах, как Тайвань, Южная Корея и Сингапур, оказались высокоэффективными для оказания помощи должностным лицам в борьбе с распространением коронавируса.
После Китая «пристанищем» для коронавируса стала Южная Корея, где зафиксировано почти 6300 случаев заболевания и 400 подтвержденных летальных случаев. В марте власти этой страны запустили приложение для смартфонов, с помощью которого можно мониторить жителей на карантине, чтобы удержать возможное
распространение вируса. Южная Корея стала одной из первых стран, запустивших приложение для смартфонов, с помощью которого можно отслеживать передвижение инфицированных коронавирусом и их контакты со здоровыми людьми.
Немецкий поставщик телекоммуникационных услуг – компания Deutsche Telekom – предоставляет анонимные данные о потоках движения своих пользователей в Институт Роберта Коха – исследовательский институт и государственное учреждение, отвечающее за контроль и профилактику заболеваний.
Пять пунктов плана Vodafone Group по решению COVID-19 включают предоставление правительствам больших анонимных наборов данных (таких как агрегированная и анонимная тепловая карта для региона Ломбардия), чтобы помочь властям лучше понять процессы перемещения населения.
В настоящее время Европейская комиссия поддерживает связь с восемью европейскими операторами связи с целью получить от них анонимные сводные данные о геолокации подвижной связи для координации мер по отслеживанию распространения COVID-19. Для решения проблем конфиденциальности эти данные будут удалены после окончания кризиса.
Например, система Китая собирает данные, в том числе о личности граждан, их местонахождении и даже истории онлайн-платежей, чтобы местная полиция могла следить за теми, кто нарушает правила карантина.
Одни приложения производят локально небольшие группы кодировщиков, в то время как другие являются обширными глобальными операциями. Компании Apple и Google мобилизуют огромные команды для создания систем, уведомляющих людей о потенциальной уязвимости, которые сотни миллионов граждан смогут использовать практически сразу.
Однако, несмотря на множество приложений, мы очень мало знаем о них и об их возможном влиянии
на общество. Сколько людей будут загружать и использовать данные приложения, и насколько широко
их следует применять, чтобы добиться успеха? Какие данные они будут собирать и с кем ими делиться? Как эта информация будет использоваться в будущем? Существуют ли меры для предотвращения злоупотреблений?
На сегодня существует 25 независимых друг от друга программ по автоматическому отслеживанию контактов во всем мире, созданных по запросу или совместно с государственными органами здравоохранения. Список приложений автоматического отслеживания контактов, которые поддерживают национальные правительства, представлен в таблице. Эти приложения, которые называют уведомлением о воздействии, разработаны для автоматического информирования пользователей или должностных лиц системы общественного здравоохранения о том, был ли кто-либо потенциально подвержен воздействию COVID-19.
Очень важным в данных приложениях является способ, с помощью которого определяют местоположение человека. В некоторых из них идентифицируются контакты человека, отслеживаются перемещения телефона (например, используя GPS или триангуляцию от соседних вышек сотовой связи) и происходит поиск других телефонов, которые находились в том же месте.
Bluetooth. Некоторые системы используют «бесконтактное отслеживание», при котором телефоны обмениваются зашифрованными токенами с любыми другими телефонами, находящимися поблизости, через Bluetooth. Это проще для соблюдения анонимности и лучше для поддержания конфиденциальности, чем отслеживание местоположения.
Google/Apple. Многие приложения будут опираться на совместный API (application programming
interface – интерфейс прикладного программирования), который разрабатывают компании Apple и
Google. Он предоставляет телефонам iOS и Android возможность общаться друг с другом по Bluetooth, что позволяет разработчикам создавать приложение для отслеживания контактов, которое будет работать для обоих телефонов. Позже две компании планируют встроить эту опцию непосредственно в свои операционные системы.
DP-3T – децентрализованное отслеживание местонахождения и находящихся поблизости телефонов с сохранением конфиденциальности. Это протокол с открытым исходным кодом для отслеживания по Bluetooth, в котором журналы контактов отдельных телефонов хранятся только локально, поэтому ни один центральный орган не может знать, кто был разоблачен.
Однако диапазон личных данных, которые эти приложения собирают, обрабатывают и передают, может быть очень широким и трудным для понимания пользователями. Во многих случаях приложения продолжают работать в фоновом режиме, даже когда устройство не используется. Некоторые приложения могут также обмениваться информацией с другими приложениями через API, генерируя более подробную информацию. Несмотря на то что Всемирная организация здравоохранения высоко оценила предпринятые правительством Южной Кореи усилия по отслеживанию, некоторые данные, используемые местными властями, которые были собраны с помощью Системы поддержки эпидемиологических расследований о передвижениях людей с подтвержденными случаями COVID-19, вызвали обеспокоенность в отношении конфиденциальности. В ответ на это правительство Южной Кореи недавно опубликовало руководство, касающееся раскрытия перемещений лиц с подтвержденными случаями на основании Закона о контроле и
профилактике инфекционных заболеваний, принятого в 2015 г., который не позволяет раскрывать какую-либо информацию, относящуюся к предмету данных.